09.03.2019
Наименование проекта |
«Педагогические
средства социокультурного развития младших школьников:
социокультурно-образовательный дневник как модель формирования УУД» |
|||||||||||||||||||||||
Анализ социокультурной ситуации |
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Н. Яковлева.
расположена в центре города Олекминска. В начальной школе в 2018-2019 учебном
году обучается 349 учеников, 12 классов- комплектов. Средняя наполняемость
классов составляет 27 человек. В
непосредственной близости от здания школы расположены социальные
объекты: ОДШИ, детская библиотека, типография, НКЦ «Гармония», ЦТРиГОШ, РДЮЦ.
Окружающая школу социальная среда оценивается как благоприятная и
позволяет наладить взаимодействие с образовательными и культурными
учреждениями различных типов и видов. Школа работает в 5-дневном режиме для учащихся 1-х
классов и в 6- дневном режиме для учащихся 2-4 классов. Режим работы – одна
смена: с 8.30- 14.10. В социальном
составе семей обучающихся преобладают семьи служащих и рабочих – 72%.
Незначительна доля предпринимателей, большинство из которых относятся к
мелким предпринимателям - 20%. Отмечен рост числа временно безработных семей
– 8%. Обучение
ведется на русском языке. За счет часов компонента образовательного
учреждения ведется преподавание
якутского языка как государственного со 2- 4 классы. Благодаря
кадровому обеспечению в школе успешно реализуется программа «Музыка для
всех». Образовательное
учреждение является инновационой площадкой муниципального уровня «Инновационные
подходы приобщения детей к чтению через программу «Читаем вместе». В
соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными
в инициативе « Наша новая школа» и
ФГОС НОО по направлению психолого - педагогического сопровождения в начальной
школе в 4-х классах с 2017
г.реализуется проект: «Образовательная кинезиология в
практике психолого- педагогического сопровождения учащихся младшего школьного
возраста в условиях реализации ФГОС» совместно
с МБУ ДО «РДЮЦ» МР «Олекминский район» РС(Я). Начальная
школа укомплектована кадрами на 100%. Численность педагогических работников
начальной школы составляет 12 человек (12 классов- комплектов). Педагогический состав:
Внеурочная деятельность организуется по пяти
направлениям развития личности: спортивно –
оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное
и представлено двадцатью видами кружков, секций, студий. Под внеурочной
деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную
деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Сегодня при реализации внеурочной деятельности учителя
сталкиваются с разными проблемами, одной из которых является отсутствие
методического инструментария по отслеживанию сформированности УУД младшего
школьника. И что бы выявить основные трудностями данной проблемы, мы провели опрос.
Результаты анкетирования показали, что для успешной реализации
дополнительного образования в школе необходима помощь учителю в виде
разработанных методических систем, которые помогут реализовать новые
направления в творческом развитии младших школьников. При анализе результатов 2-4
классов школы диагностики уровня воспитанности по авторской концепции М.И.
Шиловой «Формирования
оценки нравственных качеств личности» за
два года были выявлены низкие показатели в разделе «Патриотизм». Участниками
данной диагностики являются учителя, родители, ученики.
|
|||||||||||||||||||||||
Проблематика проекта
|
В настоящее время отдельные аспекты социокультурного
развития младших школьников освещаются достаточно широко. Изучение
практической деятельности учителей начальных классов выявило, что многие из
них затрудняются в понимании этих вопросов, а также в разработке действующих
методов через которых бы реализовалось формирование УУД и необходимый инструментарий
для отслеживания. Проблема исследования состоит в разрешении
противоречия между гуманистической концепцией образования, диктующей
необходимость создания педагогических условий для свободного социокультурного
развития младших школьников и реальной педагогической практикой, не
вооруженной необходимым для реализации этого требования инструментариями. |
|||||||||||||||||||||||
Философские основания |
Развитие образования -
неотъемлемая часть стратегии общенационального развития, формирование которой
начинается с детского сада и продолжает свое развитие на начальном, основном
и среднем этапах образования. На современном этапе развития образования
стоит задача создание условий для индивидуального
развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в
условиях свободы выбора деятельности. Образовательная цель проекта - Разработка
модели дневника школьника, позволяющего педагогам начальной школы
эффективно использовать при формировании и отслеживании ключевых компетенций,
с целью социокультурного развития младших школьников. Задачи проекта: §
изучить состояние проблемы социокультурного
развития младших школьников в педагогической теории и практике (по теории
социокультурной динамики, закономерности культурных процессов и создание
культуротворческой образовательной среды, философию образования и культуры,
культурно-историческую концепцию развития психики, теорию и технологии
воспитательного процесса); §
разработать
и теоретически обосновать социокультурно-образовательный дневник школьника,
включающий разделы: «Кругом родные все места», «Книга – лучший друг
и учитель», «Театральные встречи», «Музейное зазеркалье», «Семейные традиции и
праздники». §
в
ходе инновационной работы реализовать социокультурно-образовательный дневник
младшего школьника и инструментов для отслеживания с целью выявления его
эффективности; §
повысить педагогическую компетентность
родителей в рамках данного проекта; §
разработать практические материалы и
рекомендации для педагогов начальной школы по обозначенной проблеме. |
|||||||||||||||||||||||
Психологическая концепция |
Младший школьный возраст – это ступень
личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к
ответственности за себя и окружающий мир.
Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для
постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения
социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития
ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и
расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе специального
взаимодействия. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны,
как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с
другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в
своей деятельности, является актуальной. |
|||||||||||||||||||||||
Содержание образования |
В первой части проекта представлен анализ
социокультурной ситуации. Общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №1
им.Н.Н.Яковлева» г.Олекминска в современной социокультурной ситуации
рассматривается, прежде всего, как основная социокультурная база, на основе
которой осуществляется формирование воспитания, развитие младших школьников. Целью проекта является создание и разработка модели дневника школьника и инструментария по формированию
универсальных учебных действий младшего школьника с учетом регионального
компонента в рамках проекта «Социокультурно-образовательный дневник
школьника». Основными задачами данного проекта
являются: разработка и обоснование социокультурно-образовательного
дневника школьника и практических материалов и рекомендаций для педагогов
начальной школы. Разработаны этапы реализации данного
проекта по годам, предполагающие реализацию основных задач: ü разработка
инструментария, методических рекомендаций; ü освоение
педагогами эффективных образовательных технологий с направленностью на
развитие ключевых компетентностей воспитанников; ü
повышение педагогической компетентности
родителей в рамках данного проекта; ü создание
модели и диагностического инструментария для эффективного использования при
формировании и отслеживании ключевых компетенций младшего школьника; |
|||||||||||||||||||||||
Этапы реализации проекта |
1этап с 1 сентября § анализ
научно-методической литературы по данной проблеме; §
подготовка педагогического коллектива по ведению
инновационной деятельности. § создание
инициативной и творческих групп для разработки первичной
модели проекта, для генерирования идей. § изучение аналогичного
опыта работы в регионе и вне; § создание
программ дополнительного образования; § разработка инструментария,
методических рекомендаций; § материально-техническое оснащение проекта 2 этап (с 1 июня 2019 года по 30 мая 2020
года) § реализация проекта; § анализ эффективности
инновационной модели ОУ; § усовершенствование материально-технической
базы; § освоение
педагогами эффективных образовательных технологий с направленностью на
развитие ключевых компетентностей воспитанников; § изучение эффективности
нововведений и характеристик образовательной среды; 3 этап этап (с 1 июня 2020 года по 30 мая 2021
года) и 4-й
этап (с 1 июня 2021 года по 30 мая 2022
года) § анализ эффективности
инновационной модели ОУ; § обобщение и
презентация опыта инновационной деятельности; § распространение
опыта работы по теме инновационной деятельности; § разработка
методических рекомендаций, оформление методических пособий, инструментариев,
размещение информации на сайте школы. 5-й
этап (с 1 июня 2022 года по 30 мая
2023 года) § создание
модели и диагностического инструментария для эффективного использования при
формировании и отслеживании ключевых компетенций младшего школьника; § проведение
диагностических исследований; § обработка,
анализ и интерпретация полученных результатов; § ознакомление
коллектива с результатами исследований, определение проблем,
причинно-следственных связей и перспектив совместной деятельности; |
|||||||||||||||||||||||
Дорожная карта реализации проекта |
||||||||||||||||||||||||
Дорожная карта реализация проекта |
Сроки |
Ожидаемый
результат |
Нормативный
документ |
|||||||||||||||||||||
Задача
1.
Изучить состояние проблемы социокультурного развития младших школьников в
педагогической теории и практике |
||||||||||||||||||||||||
Мероприятие 1. Разработка механизмов деятельности
проекта. |
с 1 сентября 2018 года по 20 мая 2019 года |
Определение концепции и путей решения
и проблемы социокультурного развития младших школьников. Создание механизма деятельности
проекта. |
Методические рекомендации |
|||||||||||||||||||||
Мероприятие 2. Изучение методической
литературы. |
Повышение методической компетентности. |
|||||||||||||||||||||||
Мероприятие 3. Анкетирование учителей. |
Реализация путей решения проблемы отсутствия
методического инструментария по отслеживанию сформированности УУД младшего
школьника. |
|||||||||||||||||||||||
Мероприятие 4. Методический семинар. |
Повышение методической компетентности. |
|||||||||||||||||||||||
Задача 2. Разработать и теоретически
обосновать социокультурно-образовательный дневник школьника. |
||||||||||||||||||||||||
Мероприятие 1. Разработка дневника |
с 1 июня 2019 года по 30 мая 2020
года |
Модель социокультурного дневника
школьника. |
Протокол заседания МО начальных
классов об утверждении социокультурного дневника |
|||||||||||||||||||||
Мероприятие 2. Привлечение
партнеров из социальных институтов для реализации проекта; |
Участие в акциях, экскурсиях, трудовых
десантах. |
|
||||||||||||||||||||||
Задача 3. Реализация
социокультурно-образовательную дневник младшего школьника |
||||||||||||||||||||||||
Мероприятие 1. Заседание
родительского клуба |
с 1 июня 2020 года по 30 мая 2021
года |
Привлечение родительской
общественности к реализации данного проекта. Планирование совместной деятельности,
родительские собрание, культурные общегородские мероприятия. |
Протокол родительского собрания. |
|||||||||||||||||||||
Задача 4. Повышение педагогической компетентности
родителей в рамках данного проекта; |
||||||||||||||||||||||||
Мероприятие 1. Совместная
деятельность семьи и школы во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного
проекта. |
с 1 июня 2021 года по 30 мая 2022
года |
Получение родителями практических
знаний в деле воспитания детей; Повышение культуры чтения в семье, и
возрождение традиций семейного воспитания. |
|
|||||||||||||||||||||
Задача 5. Разработка практических
материалов и рекомендаций для педагогов начальной школы |
||||||||||||||||||||||||
Мероприятие 1. Проведение диагностических
исследований и обработка; |
с 1 июня 2022 года по 30 мая
2023 года |
Создание модели и диагностического
инструментария для эффективного использования при формировании и отслеживании
ключевых компетенций младшего школьника. Анализ и интерпретация полученных
результатов. |
Протокол заседания МО начальных
классов об итогах реализации проекта. |
|||||||||||||||||||||
Мероприятие 2. Ознакомление коллектива с результатами
исследований, презентация;
|
Определение проблем, причинно-следственных
связей и перспектив совместной деятельности. |
|
||||||||||||||||||||||
Предполагаемые результаты |
· Возможность
социально – культурного развития в условиях сельской провинции. · Овладение
культурно – образовательными навыками. · Приобщение к культурному наследию. · Призовые места в конкурсах исследовательских
работ младших школьников «Я – исследователь», краеведческих проектов на базе
Детской районной библиотеки, РДЮЦ. · Качественный
уровень подготовки и показа ярких интересных театральных постановок, номеров
и программ обучающихся. Умением держаться на сцене. Владение грамотной речью,
четкой дикцией. ·
Взаимодействие работы с родителями в
формировании универсальных учебных действий школьников, активное участие
родителей в мероприятиях, в рамках реализации
проекта. ·
Повышение культуры семейного чтения. ·
Приобщение участников проекта к культурному
наследию родного района, Республики, России. ·
Повышение методической компетенции учителей
начальных классов. ·
Разработка инструментария сформированности
УУД, обновление материально – технического оборудования. ·
Активное использование в педагогической
деятельности учителей МБОУ «СОШ №1» и Олекминского района разработанного и
рекомендованного Экспертным советом МКУ «УООР» РС(Я) инструментария по
отслеживанию сформированности УУД. ·
Сформирован инновационный опыт: - социально – культурного развития младших
школьников: социально – образовательный дневник как модель формирования УУД. - по отслеживанию сформированности УУД. |
|||||||||||||||||||||||
Критерии оценки предполагаемых
результатов |
ü
Количество детей задействованных в проекте – 100%. üКоличество
исследовательских работ – 100%. üРезультативность
участия в различных уровнях: - международный - всероссийский - республиканский - муниципальный - школьный üДоля
семей активно участвующих в реализации проекта – 70%. üЭффективность
использования рабочего инструментария. üСформированность
личностного УУД. |
|||||||||||||||||||||||
Кадровое обеспечение проекта |
|
|||||||||||||||||||||||
Финансовое
обеспечение проекта: Источники
и объемы финансирования (бюджетные, внебюджетные) |
Источниками
финансирования являются бюджетные и внебюджетные средства ОУ. Планируется
привлечение средств от социальных партнеров, меценатов. 2018 – 2019
уч.год: 50680 – 00 (пятьдесят тысяч шестьсот восемьдесят рублей) 2019 – 2020
уч.год: 557480 - 00 (пятьсот пятьдесят семь тысяч четыреста восемьдесят
рублей) 2020 – 2021
уч.год: 248160 - 00 (двести сорок
восемь тысяч сто шестьдесят рублей) 2021 – 2022
уч.год: 248160 - 00 (двести сорок восемь тысяч сто шестьдесят рублей) 2022 – 2023
уч.год: 248160 - 00 (двести сорок восемь тысяч сто шестьдесят рублей) Объемы
финансирования: 1352640 - 00 руб (один миллион триста пятьдесят две тысячи
шестьсот сорок рублей) |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2019
Дата обновления: 11.10.2019
Дата публикации: 09.03.2019